Dёnick | Дата: Среда, 19.12.2018, 07:54 | Сообщение # 1 |
 ОлдГарРражник
Группа: Администраторы
Сообщений: 12329
Репутация: 2
Статус: Offline
| Мало кто слышал, мало кто знает, ещё меньше, кто видел уникальный полноприводный автомобиль-амфибию - ВАЗ-2122. Те же, кто хоть как-то с ней знаком, уверены, что ВАЗ-2122 спроектирован на базе гражданской Нивы и лишь немногим известно, что разработка ВАЗовской амфибии, началась ещё до проектирования гражданского внедорожника.

На рубеже 60-70х годов ген. директор ВАЗа В. Н. Поляков всеми силми открещивался от "почти обязательного" оборонного заказа, для всех крупных предприятий страны. Вообще Волжский автомобильный завод строился с целью насыщения внутреннего рынка легковыми автомобилями, для того, что бы вытянуть из граждан их денежные накопления, оживив экономику страны. С этой же целью был построен и ИжАвто, который напрямую подчинялся Министерству оборонной промышленности, но его почему-то оборонными заказами не обременяли. Поляков никак не мог понять, зачем, заточенный под массовый выпуск малолитражек ВАЗ, "нагружать" оборонным заказом, что изменяло предназначению предприятия. Тем более он прекрасно знал, как тяжело было наладить производство УАЗу - 469 модели и 967 на ЛуАЗе.

Но несмотря на все его усилия "морознуться" от заказа оборонки не удалось. И в конце 1970 года главный конструктор ВАЗа В. С. Соловьёв с командой, начал обдумывать конструкцию армейского джипа.
В середине 1971 года на ВАЗе начались работы по созданию полноприводной трансмиссии для гражданского внедорожника. Таким образом армейский джип получил материально-техническое обеспечение. Чуть позже графические наработки вместе с гипсовыми макетами армейского джипа, были представлены заказчику. Заказчик идею одобрил, но пожелал, что бы армейский внедорожник мог преодолевать водные преграды. Так в октябре 1971 года начались работы по созданию армейского вездехода-амфибии.

Первые опытные образцы "Нивы" получившие индекс Э2121 и прозвище "крокодил", вышли на испытания в апреле 1972 года. Армейский же проект получил на заводе индекс 2122, армейцы зашифровали разработку - как "Река". В июне 1972 года Минобороны и Минавтопром утвердили тактико-технические характеристики ВАЗ-2122, оговорив следующие требования: машина должна уверенно чувствовать себя на хороших дорогах, на бездорожье, на воде и высокогорье, запускаться в мороз -40 градусов по цельсию, ремонтироваться в военно-полевых условиях, автомобиль должен обладать складным тентовым верхом и откидным ветровым (лобовым) стеклом, дабы обеспечить минимальную высоту при переброске на самолёте, десантировании и маскировке на местности.

Унификация с гражданской Нивой выявила ряд производственных проблем, дело в том, что двигатель с трансмиссией и ходовой при сборке Нивы на конвейере планировалось подавать снизу, а ВАЗ-2122 являлась амфибией и конструкторы вложили в неё герметичное днище, что исключало подачу агрегатов снизу.

Итак конструктивно кузов задумали несущим и герметичным, обладающим двумя дверьми с откидными наружу рамками, съёмным брезентовым верхом и откидывающимся вперёд лобовым стеклом. Так как автомобиль был водоплавающий, а кузов герметичный, привычную систему охлаждения использовать было невозможно, по-этому ВАЗовцы сделали прямоугольное окно для доступа воздуха на носу капота, прикрыв его "капюшоном". При движении по суше он поднимался навстречу воздушному потоку, работая по принципу воздухозаборника, а перед преодолением водных преград разворачивался в сторону ветрового стекла, выполняя роль волна-отражателя.
ВАЗ-2122 оснастили двигателем объёмом 1.6 литра от Нивы трансмиссию от неё же. Салон лишили каких-либо обшивок и накладок, установив на цельнометаллическую панель лишь руль с приборами от ВАЗ-2106.
Места выхода из кузова, приводов колёс, рулевых тяг, места соединения карданных валов к раздатке герметизировались резиново-брезентовыми манжетами. Для откачки просочившейся воды использовали насос от БТРа Горьковского автозавода. Поздней его заменили на два насоса разработанных на Ульяновском автозаводе. Слив был расположен на левом переднем крыле.
Для преодоления водных преград рассматривались два технических варианта, установка на автомобиль гребных винтов или же обеспечить движение на плаву за счёт вращения колёс. От гребных винтов практически сразу отказались, так как это технологически значительно сложнее, хоть и скорость преодоления преград в разы выше. Ради усиления гребного эффекта и для повышения проходимости при выходе из воды размерность шин увеличили с 6,96-16 до 8,0-16. Ширина выросла с 175 мм до 205 мм, соответственно увеличился и внешний диаметр. Такое решение повело за собой увеличение передаточного числа главной пары мостовых редукторов. Летом 1976 года начались испытания двух экспериментальных образцов (Э2122) на земле и на воде.

Проблемы с перегревом выявились ещё при первых кургах по испытательному треку. Дело в том, что такой автомобиль, естественно никто в аэродинамической трубе не проверял, а плоский передок, при движении на высокой скорости, отталкивал основной воздушный поток, создавая зону разряжения возле расположенного на капоте воздухозаборника. В результате пришлось вырезать на передне панели традиционную решётку, которую при преодолении водных преград, закрывали номерным знаком с резиновым уплотнением. На скорости двигатель греется практически перестал, но в остальном проблема осталась, более того, за счёт больших колёс и возросшей массы автомобиля, "Нивовские" узлы трансмиссии, так же страдали от перегрева, выросла инерция и снизилась надёжность из-за возросших нагрузок. Но тем не менее характер ВАЗа, "закалялся" ещё с тех времён и заводчане результатами испытаний остались довольны. "Итак сойдёт!" - ничего не напоминает?
На воде ВАЗ-Э2122 развивала скорость 4,3 км/ч, не много, но если вспомнить, плавсредство лишено гребных винтов и водомётов. Если бы применить диски по принципу Турбофанов скорость получилось бы увеличить?! Радиус разворота на воде, был идентичен радиусу разворота на суше, - удивились даже сами испытатели. Поворот как на воде, так и на суше осуществлялся за счёт поворота передних колёс.
С начала 1977 года была составлена программа работ по доводке, проще говоря работ над ошибками, которые в течении года проводились параллельно с компоновочными и проектными работами. Проблемы с перегревами решили вылечить за счёт новой конструкции днища и боковин. Под сидениями, в порогах и боковинах кузова, сделали воздуховоды выводящие из герметичного моторного отсека горячий воздух, в решёти над арками задних колёс.
Отказались от перекидного воздухозаборника на крышке капота. Окно радиатора переместили на стандартное место, на передней панели. Перед преодоление водных преград необходимо было перекидывать крышку-заглушку, закреплённую на петлях. В довесок усилили передние лонжероны и днище в районе передней подвески. К концу 1978 все улучшения воплотили в двух новых образцах - ВАЗ-2Э2122. Покрасили их в серо-голубой цвет и давай испытывать в различных условиях в течении всего 1979 года. Испытывали и на терке, и на плаву, и в условиях высокогорья, и по бездорожью. В результате при передвижении по воде, испытуемые показали себя хорошо, а вот с перегревами так и не справились. Трансмиссия так же не выдерживала нагрузок.
После совместных испытаний и исследований конструкций с военными было решено: либо разрабатывать новую трансмиссию, способную выдерживать нагрузки тяжёлого кузова и больших колёс, либо облегчать кузов и шасси уменьшив при этом объём двигателя.

Выбор пал на сохранение вездеходных и водоплавающий свойств с использованием стандартной трансмиссии от Нивы, с её штатными шинами ВлИ-5 размером 6.95-16 и двигателем 1.3 литра. Придаточное число главной пары понизили до 4.44. Дальнейшая задача стояла в снижении веса минимум на 50 кг. Для этого на 5 сантиметров снизили высоту бортов, бампера изготовили из более тонкого метала, отказались от использования буксировочного устройства и крюков УАЗа. Передний редуктор вынесли за пределы герметичного кузова на подрамник, тем самым решив проблему с перегревом переднего моста. Задний свес сократили на 10 сантиметров. Отказались от двух бензобаков объёмом в 120 литров, установив стандартный Нивовский на 43-литра и дополнительный на 38-литров. В результате автомобиль стал легче, компактнее, по габаритам приблизился к Ниве.

Первый образец ВАЗ-3Э2122 - был построен к началу 1982 года, второй летом того же года. До конца года их испытывали при максимальных нагрузках. И даже в суровых условиях туркменских пустынь и на высокогорье Памира. Скорость передвижения на воде составляла 4 км/ч - отказ от больших колёс на скорость преодоления водных преград, всё же повлияло, но не значительно. Основные проблемы на третьей серии прототипов решить удалось, но "хвосты", "подобрали" уже в 1983 году на четвёртой серии прототипов. Но как оказалось не все. К тому времени ВАЗ ввёл новую индексацию и прототипы четвёртой серии получили названия ПТ-401, ПТ-402 и ПТ-403. Два образца предназначались для гос.испытаний, один для заводских исследований. Испытуемые накатали чуть более 30 тыс. км. каждый и наплавали около 50 часов.

После заключения Госкомиссии заводские КБ обязаны устранить выявленные в ходе испытаний отдельные недостатки и провести доводочные работы. Автомобили 400-серии в условиях высокогорья страдали от проваливания педали тормоза, для этого в ходе решения этой проблемы потребовалось ещё несколько экспедиций на Памир. К концу 1984 года была изготовлена серия образцов состоящая из 10 машин получившая название "500". 4 пятисотки отдали заводским испытателям, шесть отправили для опытной эксплуатации в воинские части от Туркмении до Забайкалья. От армейских пользователей прототипы получили восторженные отзывы, за время службы в течении 85 года. Специально собранная Госкомиссия, согласно результатам лабораторных, заводских и эксплуатационных испытаний, отдельным решением дала добро на серийное производство.

Для производства ВАЗ-2122 необходимо было построить новый сборочный корпус, так как амфибия не могла из-за конструктивных особенностей, производится на Нивовском конвейере. Цена вопроса - несколько десятков миллионов рублей. Оставалось ждать финансирования от заказчика. Дальнейшая информация опровергает мнение большинства о том, что при Советском союзе был порядок. Оказывается Минобороны, проект заказать, заказали, а денег на него у них не было, не будет и не планировалось быть. Оказалось заказчик изначально не планировал постановку проекта на производство. Река интересовала военных лишь только, как источник готовой продукции. У Минавтопрома на военную провокацию тоже не нашлось денег. Столько сил труда времени и денег - коту под хвост. Кстати была выпущена ещё и 600-серия прототипов из трёх образцов, в декабре 1987 года, с детальнейшей доработкой всех недочётов - как попытка оживить интерес к проекту. Но тщетно. За 17 лет было построено и испытано 27 опытных образцов автомобиля ВАЗ-2122 "Река".
Если у Вас возникли вопросы или же Вы что-то хотите дополнить от себя или просто прокомментировать, зарегистрируйтесь на форуме и напишите в интересующей Вас теме или создайте новую, если таковой Вы не обнаружили. В том случае если Вы уже зарегистрированы просто войдите в свой профиль.
|
|
| |